Реклама в Интернете
Альманах Курносая
"Я к Курносой красотке не слишком спешил"
Жорж Брассанс

   ПУБЛИЦИСТИКА, ПРОЗА, ПОЭЗИЯ.

Выпуск #16

ЕЩЕ ОДНА КАПСУЛА ВРЕМЕНИ
Андрей Травин


Над памятью своей мы не властны. Но кое-что мы можем делать для управления памятью о себе. Я всегда с некоторым любопытством следил за проектами передачи памяти о нас в отдаленное будущее. Один из таких проектов был описан на страницах данного сайта еще в 1997 году (и в том же году перепечатан в разных вариантах двумя бумажными изданиями). Однако в нынешнем своем виде он уже не содержит ни одной ссылки, из-за того, что они перестали работать еще тем же летом 1997 года. Мне представляется, что те ребята собрали с простаков под обещание космического бессмертия некоторое количество пятидесятидолларовых купюр и канули в офф-лайновую жизнь, полную земных радостей.


Проект KEO, о котором я хочу рассказать на этот раз, не выглядит как очередной трюк проходимцев. И потому что доступен в он-лайн трехстраничный документ на тему технической выполнимости проекта KEO, принятый на 48-ом Международном Конгрессе по аэронавтике в Турине в октябре 1997 года. И главное, потому что не просят высылать деньги для того, чтобы увековечить себя для будущих поколений.


Надо сказать, что о подобном проекте я, похоже, пишу не первый. В частности, недавно был уже некоторый "бабий треп" о капсуле времени в журнале OnLife. Всю полезную информацию из этой заметки я привожу далее в виде развернутой цитаты.


"Оказывается еще в 1940 году в университете Оглеторпа, штат Атланта, США была создана "Крипта Цивилизации", которую распечатают лишь в 8113 году... даже целую службу для этого дела придумали, называется International Time Capsule Society (Международное Общество Капсул Времени)... [оно] советует... для создания своей личной капсулы времени воспользоваться контейнерами из нержавейки. Они противостоят коррозии и сохраняют оптимальный режим влажности и освещения внутри, необходимый для хранения содержимого в течение столетий. Кстати, Общество Капсул предупреждает, что не следует зарывать капсулы в землю, так как слишком много драгоценных контейнеров пропадает во время строительных работ. Лучше хранить свое сокровище в общественном здании, которое, на ваш взгляд, еще простоит некоторое время, или дома в тайнике, и передавать его будущим поколениям".

Теперь же (еще более развернуто) процитирую сам сайт Keo.org (в собственном переводе). Там о смешном зарывании в землю свидетельств своего таланта речь уже не идет. Чем зарывать нержавеющие металлы в Стране Дураков, предлагается хранить общую для всего человечества капсулу с ценным грузом на земной орбите с почти гарантированным возвращением на Землю в указанный срок. Итак.

«Когда-то на краю отдаленной галактики была планета по имени Земля. На этой планете обитал исключительно одаренный вид - Человек. Этот вид обладал таким знанием и талантом, что вскоре оказался способным проявить влияние на свою собственную судьбу. В настоящий момент всем членам этого вида предлагается равная возможность засвидетельствовать о жизни, об их собственной жизни. Проект, названный KEO, берет под свое крыло доставку этого уникального отчета нашим отдаленным потомкам, которые будут жить 50 тысяч лет спустя.


Он станет нашим зеркалом - таким, какими мы будем непосредственно в 2000 году. Этот отчет передаст богатство и разнообразие человеческого опыта. Он позволит нам задуматься над вопросами: Кто - мы? Каковы наши ожидания? Какое будущее мы хотим построить вместе?
Каждый приглашается оставить сообщение, которое преодолеет время и пространство и обратится к нашим отдаленным потомкам. Для этого каждый из нас имеет в своем распоряжении квоту в 4 страницы для письма, не проходящего цензуру, чтобы высказаться о том, кто мы, описать, что заставляет нас жить как личности; завещать уникальный и персональный "проект" к будущим поколениям, являться свидетелем жизни на этой планете, нашей жизни ».


Это приглашение сделано так, чтобы непосредственно "отразить" нас различными способами. Посредством нашего персонального сообщения мы можем засвидетельствовать нашу индивидуальность. Через чтение сообщений друг друга мы можем повторно обнаружить общность человечества.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА.


KEO - маленький пассивный спутник, предпринимающий пятисоттысячелетнюю одиссею. Чтобы максимизировать успех его миссии, использовались самые современные технологии.


KEO - пассивный спутник. «Пассивный» означает, что он не оснащен никакой аппаратурой, не имеет никакой электроники на борту. Однажды оказавшись на орбите, KEO вынужден полностью положиться на силы природы, чтобы возвратиться на родную землю (эти силы включают законы баллистики, планетарное и лунное притяжение и др.).


KEO будет вращаться на орбите на высоте 1 400 км. Учитывая продолжительность миссии (50 000 лет), выбор такой орбиты - компромисс между возможностями вывода спутника на орбиту и прочностью его структуры, способностью выдержать радиацию и метеоритные потоки.


Транспортная ступень ракеты запускает капсулу - сферу приблизительно 0.8 метра в диаметре с размахом крыла приблизительно 10 метров. Целиком спутник будет весить меньше, чем 100 кг.

Космос - очень активная среда. Чтобы сохранять свой полезный груз неповрежденным, KEO будет снабжен несколькими экранами защиты. Это:

- антикислородный алюминиевый экран, ограничивающий окисление;
- антикосмический экран - несколько слоев титана и вольфрама для укрепления естественной защиты, обеспеченной лентами Ван-Аллена;
- антиметеоритный и антиударный экраны - несколько уровней тяжелых материалов;
- тепловой экран, способный выдержать до 2800 C.

После того как выведенный на орбиту KEO развернет свои крылья, он будет лететь подобно большой птице в период сезонных миграций. Чтобы позволить его крыльям двигаться, KEO использует технологию «ведущей кромки» - металлические сплавы, способные принимать различные формы в разных температурных диапазонах и возвращаться к этим формам, всякий раз, когда достигнуты такие температуры. В этом спутнике эксплуатируется разница температур в тени и на солнечном свете так, чтобы при движении по орбите вокруг Земли, KEO естественно расправлял свои крылья, когда их касаются лучи солнца, и сворачивал их, когда он в очередной раз входит в тень Земли.


При пересечении плотных слоев атмосферы специально подготовленный тепловой экран спутника вызовет явление ионизации и свечение, подобное Северному сиянию. Полезный груз в KEO защищен внутренним антиударным экраном из металлической губки, упакованной в титановую оболочку. Этот экран может сопротивляться любым воздействиям при повторном входе KEO в атмосферу со скоростью 103 м/с (сопоставимой с сегодняшними действиями при возвращении спускаемых аппаратов). Плотность возвращающейся оболочки рассчитана так, чтобы оказаться меньше 1 и, тем самым, гарантировать плавучесть аппарата в случае его приводнения». Конец цитаты.

ОТМЕНА СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Андрей Хорошилин, специально для "Курносой".

Хочу высказать свое отношение к смертной казни.


Я считаю ее недопустимой вне всяких исключений. Я не собираюсь распространяться о том, что ответственность за узаконенное убийство ложится на всех членов общества. Я не говорю о случаях, когда в перестрелке полицейский применяет оружие. Тут у него зачастую нет выбора: он защищает  свою жизнь. Но когда убийство совершается над обезоруженным пленником по приговору суда, это преступление против Бога, нравственности и здравого смысла!


Из положительных доказательств своей позиции хочу привести лишь то, что  встречаются судебные ошибки (не так важно, как часто это бывает, важна сама возможность!).

А теперь разнос доводов сторонников смертной казни.
 
"Тот, кто совершил убийство, должен заплатить своей жизнью."
1) А это правда он? А если казнят невиновного, судья, прокурор и палач тоже должны заплатить своими жизнями? Это что - вендетта?
2) Заплатить кому? Погибших не вернешь.
 
"Он не должен больше никому повредить"
1) Пожизненное заключение.
2) Так изоляция, исправление или наказание? Убийство, как "высшая форма социальной изоляции"?

"А если бы у Вас убили родственника, Вы бы не захотели убить убийцу?"

1) А разве закон государства отвечает моим эмоциональным устремлениям? Человек в таком состоянии (аффекта) не может принимать столь ответственные решения.


2) Если и захочу, буду неправ, см. выше. Разве я всегда прав? Давайте делать все же по-правому!

"Убийца должен быть наказан"

1) Наказан? Наказывают ребенка, но не потому, что он шалил, а для того, чтобы он исправился! Чтобы он не повредил себе и другим. Смерть как наказание - невозможна. Это больше похоже на решение проблем по методу тов. Сталина: "Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы!".
2) Кто сказал, что пожизненное заключение легче смерти? Что оно не может стать наказанием?

АВТОРСКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ.


Данный манифест навеян просмотром передачи Владимира Познера о смертной казни. Позволю себе привести аргумент против смертной казни, подслушанный в этой передаче. Тем, кто считает, что смертная казнь необходима, полезно посетить (или посмотреть в записи) саму процедуру. Уверен, что 80% из них после такой простой экскурсии изменят свою точку зрения...

ФАКТ.


По сведениям правозащитной организации "Международная амнистия", США продолжают подвергать смертной казни лиц, совершивших преступление до достижения 18-летнего возраста. По данным этой базирующейся в Лондоне организации, кроме Соединенных Штатов высшую меру наказания в отношении малолетних преступников применяют лишь пять стран: Иран, Йемен, Нигерия, Пакистан и Саудовская Аравия.

ЦИТАТА.


Цитата из статьи Антона Носика "Казнить нельзя помиловать". Она посвящена комментариям западной прессы по поводу смертного приговора турецкого суда лидеру Курдской рабочей партии Абдулле Оджалану:


"Другой вопрос - много ли выиграли те неотесанные азиаты, которые прислушивались к советам носителей западной цивилизации на тему гуманизма и прав человека. Тут уместно вспомнить два противоположных примера: покойного короля Иордании Хусейна бин Талаля и столь же покойного шаха Ирана Мохаммеда Резу Пехлеви. Просвещенный англоман Хусейн бин Талаль давил палестинскую оппозицию танками, огнем и мечом подавляя любые выступления сторонников лауреата Нобелевской премии мира Ясира Арафата. В результате прожил долго и счастливо, любимый своими подданными и радушно принимаемый в лучших салонах Запада, а трон свой благополучно передал наследнику - нынешнему королю Абдалле. В те же годы шах Ирана проявлял по отношению к исламской оппозиции в своей стране то самое цивилизованное милосердие, к которому европейские гуманисты (от Вацлава Гавла и немецких властей до редакции The Economist) сегодня призывают турецкие власти. В результате шахской доброты к власти в Иране пришли наиболее мракобесные шиитские фундаменталисты. Министров либерального шахского правительства шииты вырезали вместе с представителями светской оппозиции (последователей Карла Маркса и последователей Адама Смита вешали на одной перекладине), а сам шах вынужден был скрываться, и дни свои закончил в изгнании, на берегах Нила, где ныне и похоронен".

РЕДАКТОРСКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ.


Андрей Травин

Последнее десятилетие являюсь противником смертной казни. На этом сайте будут размещаться любые достойные материалы против оной. Первым из них был старый шансон Жоржа Брассанса «Горилла», который, несмотря на свой раблезианский стиль, был написан именно в знак протеста против смертной казни как таковой.
А пока в этом выпуске - подстрочный перевод песни «Камера смертников» из репертуара Accept - из одноименного альбома "Death row" этой "металлической" рок-группы.

КАМЕРА СМЕРТНИКОВ


Перевод с английского Андрея Травина


Я - суть мертвец.
Вы забрали мое право быть частью вашего общества - срок жизни в тюрьме не уравняет вас со мной. Вы хотите сжить со света сосунка - так что я должен умереть.
Я все еще ожидаю заключительного вызова. Я встречу Создателя. Я готов идти - убейте меня - убейте меня - убейте меня - пожалуйста, убейте меня!

Но только назовите мне причину, почему вы собираетесь позволить мне ждать некоторого наказания прежде, чем вы сами скончаетесь. Вы берете мою жизнь ради согласия мнений. Ну, так пойдемте - начинайте шоу.

Камера смертников. Я готов идти. Камера смертников позволяет мне умирать, позволяют мне идти на смерть. Камера смертников.
Я - идущий мертвец. Я ненавижу вас, и вы ненавидите меня. Вы можете прийти и поцеловать мое «достоинство». Вы берете мою жизнь ради согласия ваших мнений, так говорите ж «нет» и начинайте шоу.
Ваша справедливость - не источник истин. Вы наказываете преступление другим преступлением. Если вы должны уничтожить меня ради ваших мнений, тогда пойдемте - начинайте шоу.
Камера смертников. Я готов идти. Камера смертников позволяет мне умирать. Оплачен мой билет через ворота ада.
Камера смертников.

ГЛАЗА СМЕРТИ


В рамках ресурса «The Kevorkian verdict: The Life and Legacy of the Suicide Doctor» есть интересная книга 1993 года (за авторством Майкла Бецолда) «Встреча с Доктором Смерть».
Вашему вниманию предлагаются некоторые фрагменты из первой части этой книги (она называется «Отрицание») в переводе Андрея Травина. Ее связь с предыдущей главой альманаха станет очевидной в самом конце фрагмента.
А сначала - вообще просто эпиграф.


«Так называемые профессии здоровья имеют косвенную вызывающую отвращение власть и структурно отвергающий здоровье эффект. Они преобразовывают боль, болезнь и смерть, начиная от персонального вызова, в техническую проблему и, таким образом, скрадывают потенциал самих людей, чтобы иметь дело с их человеческим состоянием автономным способом».
Философ Иван Иллич (1974)


Вздутые ступни повешенного свисают ниже люка эшафота. Художник нарисовал качающегося человека в порошковом синем небе, пятнистом от белых и розовых облаков. Рисунок выполнен Джеком Кеворкяном.


Пять раз молодой врач получал место у кровати пациента в минуты после смерти. Но на сей раз он ликовал, потому что ему удалось найти пациента все еще живого. Наконец, он мог изучить в свой офтальмоскоп роговую оболочку прежде, во время и после смерти. Он записал на пленку камеры открытые глаза больной женщины.
Он попросился работать ночами в больнице Детройта, потому что большое количество пациентов умерло там тогда. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить изменения глаз в момент смерти. В шутку, он назвал его поиском Смертельного Круга [в оригинале "Death Rounds" - возможна масса других вариантов перевода]. Сотрудники назвали его Доктором Смерть (Doctor Death). Он принимал такое прозвище. "Я был своего рода посмешищем больницы", - признавал позже доктор. Этой ночью, Доктор Смерть получил то, что он хотел. Поскольку женщина вошла в конвульсии и умерла, кровеносные сосуды в ее роговой оболочке постепенно изменили свой вид. Джек Кеворкян запечатлел все это на пленке.


Для Американского Журнала Патологии, Кеворкян описал свое исследование в работе "Определение смерти на основании данных окулистики". Это было прекрасное сочинение в начале карьеры 28-летнего патолога. «Если бы по глазам можно было бы точно определять момент смерти, - записал Кеворкян, - врачи знали бы, когда возвращение к жизни бесполезно. Они быстро могли бы отличать смерть от ослабевания, удара или комы». Это было полезное исследование. «Но в действительности, первой причиной его появления было то, что мне это было интересно», - сказал он много лет спустя. - А вторая причина была в том, что это был предмет табу».


Джек Кеворкиан родился 28 мая 1928 в Понтиаке (городе к северу от Детройта). Его родители были армянскими иммигрантами. Джека волновала резня миллионов армян, главным образом, игнорируемая остальной частью мира.
«Мне жаль, что мои предки не прошли то же, что и евреи, - писал Кеворкян, - Евреи были отравлены газами. Армяне были уничтожены всеми мыслимыми способами. Беременные женщины были проткнуты открытыми штыками, а их младенцы были взяты, утоплены и сожжены. Так что Холокост не интересует меня. Евреи сделали ему много рекламы, но они не страдали так много».


Джек был воспитан в армянской православной вере, но скоро нашел, что это было мошенничеством. "Я понял, что я не верил в их чудеса, идущих по воде, такого сорта вещи", - сказал он. И ушел из воскресной школы.


Джек защитил диплом в 1952 году и решил специализироваться в патологии - изучении трупов и ткани, чтобы определить причину смерти или болезни. В Больнице имени Генри Форда в Детройте Кеворкян в один из дней натолкнулся на женщину средних лет, страдающую от рака. В своей книге «Предписание: Медицид» (Prescription: Medicide, 1991) Кеворкян в своем стиле типично "фиолетовой" прозы описал это столкновение как некое пробуждение сознания для него. «Из явного сочувствия один я мог помочь ей умирать с удовлетворением. С того момента я был уверен, что безболезненная смерть или самоубийство с помощью врача являются и всегда были этичны, независимо от того, что любой говорит или думает».


В 1958 году, читая немецкие журналы, он нашел запись, описывающую, как древние греки делали медицинские эксперименты на осужденных преступниках в Александрии Египетской. «Статья приковала мое внимание ощущением ответственности провозглашения глубокой идеи, - записал он позже, - как простое решение озадачивающих многих проблем». Исследуя далее эту тему, Кеворкян нашел, что в тринадцатом веке армяне - его предки - также делали эксперименты на осужденных людях. Доктора давали вино заключенным в качестве анестезии, а затем резали их для изучения циркуляции крови.


Кеворкян решил «бросить вызов глубоким философским точкам зрения и прийти в столкновение с мощными табу». Без приглашения он, можно сказать, «вломился» к начальнику исправительно-трудового заведения в штате Огайо и попросил встретиться с преступниками из камеры смертников. Кеворкян хотел узнать их реакцию на его идею выполнения медицинских экспериментов при исполнении их приговора. Удивительно, но начальник согласился «без того, чтобы проявить следы эгоистичного и бессовестного лицемерия - топлива цивилизованного общества».

Кеворкян взял интервью у двух молодых убийц. Один из них позже ответил: «Я с удовольствием дал бы Вам то, что Вы требовали от меня, если бы это могло бы помочь другим». Кеворкян так никогда и не получил ответа от другого преступника, но и одного согласия ему было достаточно.


Ликующий Кеворкян пишет эссе, выделяющее его предложение: во время исполнения приговора давать осужденному расслабляющие лекарства, затем проделывать эксперименты и, наконец, вводить смертельные лекарства, чтобы исполнить приговор. Выгоды: миллионы сэкономленных затрат на исследования.


Он спорил, что «любому человеку, осужденному на неизбежную смерть по любой обычной причине ... справедливо или нет, где-нибудь в мире, нужно разрешить такой выбор». Он предложил новую врачебную специальность, говоря, что это будет «уникальная привилегия - быть способным экспериментировать на обреченном человеке».

Предупреждая возражения, Кеворкян настаивал на том, что его предложение отличается от нацистских экспериментов в концентрационных лагерях. "Те медицинские преступления, очевидно, были ужасающим открытием для цивилизованного мира. Но, как это ни прискорбно, они, кажется, имели исходные причины (и здравый смысл под собой) в рациональной оценке использования осужденных человеческих субъектов для исследований, - писал Кеворкян, - медицинское экспериментирование по соглашению с людьми было и, вероятно, всегда будет похвальным и правильным делом».


Профессиональные и популярные журналы отклонили статью Кеворкяна на данную тему. Кеворкян позже признавал, что его эссе «сильно пахло незрелым идеализмом и было слишком непрактично». Но он оказался способен представить его в декабре 1958 года на встрече Американской Ассоциации Продвижения Науки в Вашингтоне. Но и то только потому, что председатель группы нафантазировал себе, будто эта "диковинная схема" повернет мнения большого количества людей против существования высшей меры наказания. Речь Кеворкяна вызвала незначительную реакцию и не получила бы никакой официальной поддержки, если бы не активное подтверждение от группы защиты прав животных, которая указала, что разрезание людей будет сохранять жизни свиней Гвинеи и крыс.


Такая реклама смутила Университет Мичигана. Председатель отдела патологии попросил, чтобы Кеворкян либо закончил с его компанией, либо уходил. Ощущалась нехватка врачей, поэтому Кеворкян уверенно «хлопнул дверью» и вернулся назад в Понтиак.


Поскольку оппозиция смертной казни росла, Кеворкян вынужден был "поместить" свою кампанию «на полку». По его словам, он впервые испытал «огромную силу социальной, политической и исторической инерции, которая делает почти невозможным осуществить по-видимому радикальную перемену, соединить широкий разрыв между рациональной теорией и реальной практикой».

 
 

Под редакцией Андрея Травина. Третий год издания.

Назад На главную Далее thinbarf.GIF
bline11.GIF (141 bytes) bline51.GIF (194 bytes)

© 1997-2006 Андрей Травин.