Реклама в Интернете
Альманах Курносая
"Я к Курносой красотке не слишком спешил"
Жорж Брассанс

   ПУБЛИЦИСТИКА, ПРОЗА, ПОЭЗИЯ.

Выпуск #48

ХАГАКУРЭ БУСИДО


На страницах данного альманаха много раз возникали ссылки, цитаты и публикации на тему самурайского кодекса чести и его практики в различные времена. Однако всегда получалось, что не было сказано самое главное. Январским днем (в первый день XXI века) мне захотелось подвести черту под этой темой: под музыку Китаро я воспроизвел в последующих главах извлечения из «Кодекса Бусидо», а именно из книги именуемой «Хагакурэ».

Лена Мулярова писала в 1998 году Русском Журнале: «...книга с простым названием «Книга самурая». Тираж ее пять тысяч экземпляров, в то время, как тираж выпущенной пару лет назад книги «Хагакурэ», равнялся всего лишь двум тысячам. От «Хагакурэ» «Книга самурая» отличается тем, что в нее включено краткое пособие для желающих развить в себе дух бусидо. Оно так и называется - «Будосесинсю», что означает «Напутствие, вступающему на путь воина». «Хагакурэ» же переводится как «Сокрытое в листве».
(...)
Можно открыть книгу и прочитать: «Оставь дверь открытой - и враг уже тут как тут. Стань под карнизом - и тебя уже нет. Не нужно быть все время настороже. Нужно считать, что ты уже мертв.» Отлично, значит можно обойтись без кровопролития, можно просто решить, что самое страшное уже произошло каким-нибудь незаметным образом и наконец расслабиться. Что же дальше?»

Дальше читайте оригинал.

ВНЕШНОСТЬ САМУРАЯ


В столь отдаленные времена, как эра Камбун (1661-1672), самурай каждое утро принимал ванну, брился, душил волосы, стриг ногти, аккуратно шлифовал их пемзой и полировал токуса. Так же тщательно следил он за своим оружием, которое всегда содержал а чистоте, старательно очищая от ржавчины. Все это делалось не ради только наружного блеска, но потому, что самурай хотел быть всегда таким чистым, каким он должен быть после смерти, ибо призыв к оружию мог раздаться в любой момент. Воин, чьи бренные останки находились в неряшливом состоянии, выставлялся на посмешище, если его труп доставайся в руки неприятеля. Самурай, который ежегодно готовился к смерти, приготовлял себя к тому, чтобы не стать посмешищем врага.

СМЕРТЬ И ИСТИНА


Однажды какой-то человек спросил: «Что есть смерть?» И получил ответ короткосложными стихами:
В жизни все фальшиво,
есть только одна истина
и эта истина - смерть.

ЛИЦОМ К СМЕРТИ


Воистину храбр тот, кто смерть встречает с улыбкой. Таких храбрецов мало, они редки.
Есть люди, умеющие спорить благородно, но есть такие, которые теряют рассудок в решительный момент. Человек, потерявший сердце в последнюю минуту - не храбрый человек.

РАСЧЕТЛИВЫЕ УМЫ


Очень расчетливый ум не достоин уважения. Рассчитывать - это значит взвешивать и помнить, что можно потерять и что нужно выиграть. Расчетливый ум никогда не сможет подняться над мыслью о корысти и убытках.
А что есть смерть, как не убыток? Что есть жизнь, как не корысть? Кто рассчитывает, тот корыстен. Поскольку такой человек в любых обстоятельствах работает только с корыстной целью, - он должен опасаться смерти. Значит, такой человек - трус.
Кто обучался наукам, у того свободный и острый язык. Но остроты таких людей часто служат маской для их немощного ума. Язык часто защищает их расчетливый ум. И остроумие часто вводят людей в заблуждение, а язык отвлекает уши.

ВЫБОР


Сида Китиносукэ, один из подданных его светлости, сказал:
«Когда и жизнь и смерть одинаково не бесчестны, - останови свой выбор на жизни». Но он имел ввиду выразить обратное тому, что сказал. В другом случае он заметил: «Когда вы не можете решить: идти или не идти - лучше не ходите».
Он добавил: «Когда вы задаетесь вопросом: есть или не есть? - лучше не ешьте. Когда вас мучит вопрос: умереть или не умереть? - лучше умрите».

КОГДА ПРИХОДИТ СМЕРТЬ


Бусидо - путь воина - приказывает сражаться отчаянно, насмерть. «Любого противника, с которым ты сражаешься, считай настолько сильным, что с ним не управятся и десятки людей», - сказал Наосигэ из рода Набэсима.
Ты никогда не сможешь совершить подвиг, если будешь следить за ходом сражения. Только тогда ты достигнешь многого, когда, не обращая внимание на окружающее, станешь биться отчаянно, как бешенный.
Бусидо запрещает увлекаться рассуждениями. Рассуждающий воин не может принести пользу в бою.
Не думай о твоем князе. Но думай о твоих родителях. Путь воина означает лишь одно - сражаться бешено, насмерть. Только идя этим путем, ты выполнишь свой долг перед твоим владыкой и перед твоими родителями.

ЛИЦОМ К ВРАГУ


В сражении старайся быть впереди всех. Думай только о том, как преодолеть вражеские укрепления. Никогда не отставай от других, но и не хвались своей доблестью.
Так рассуждает один почтенный господин. И он советует правильно. Кто вышел на поединок, тот всегда должен помнить, что он обязан встретить смерть, повернувшись лицом к врагу.
Даже оставшись один, защищай свою позицию. Тотчас же найдется другой, чтобы образовать фронт вместе с тобой, и вас станет двое.
В доблести и бесстрашии будь вторым за пустым местом. Будь таков, чтобы самому чувствовать, что твое искусство непобедимо.
Накано Сюэмон так выразился о доблести: «Какая тренировка хороша для военного? Закрой глаза, шагни вперед и бей; в противном случае ты не принесешь пользы».
Голова живет и после того, как тебя уже больше нет. Солдату могут отрубить голову, но это еще не означает, что настал его конец. Если его воинственный дух силен, он может проявить себя даже и после того, как потеряет голову. Храбрость солдата памятна достаточно долго, чтобы нанести ущерб и даже после того, как его обезглавили.
Если древние воины были способны на это, то почему мы не можем быть способными? Люди остались теми же.

УМ ВОИНА


Самурай должен думать лишь о борьбе. Но его мысль часто блуждает, не решаясь на чем-нибудь остановиться.
Позовите самурая и спросите его: «Что является главным правилом воина?»
В наше время у немногих имеется уже готовый ответ на подобный вопрос. Люди редко задумываются над этим вопросом. Застигнутый врасплох самурай часто обнаруживает свою неосмотрительность. Нерадивость самурая непростительна.
Если хочешь быть полезен своему князю, будь всегда осторожен. Будь бдительным, когда находишься возле хозяина. Отдыхать можно вне службы. Тому, кто внимательно относится к своим обязанностям, и служба является отдыхом.
Добросовестно относящийся к своим обязанностям не утруждает своего ума.

СЕКРЕТ ВОЙНЫ


Иэмицу, третий правитель Токугава, был склонен к ратному делу. Его светлость потребовал однажды к себе двух вассалов. Оба вызванные были известны как мастера военного искусства. Один был Сукэкуро из вассалов князя провинции Кии, другой Набэсима Мотосигэ.
Правитель пожелал узнать истинные секреты войны. Первый из названных полководцев изложил секрет своей школы письменно. То, что он рассказал, заняло три листа бумаги.
Мотосигэ изложил свой ответ тоже на бумаге. Оп написал в следующей сжатой и краткой форме:
«Никогда не следует задумываться над тем, кто прав, кто виноват. Никогда также не следует задумываться над тем, что хорошо и что нехорошо. Спрашивать, что нехорошо, так же плохо, как спрашивать, что хорошо. Вся суть в том, чтобы человек никогда не вдавался в рассуждения».
Сегун Иэмицу сказал: «Вот то, чего я хотел».

СУРОВЫЙ КНЯЗЬ И СПОКОЙНЫЙ ПОДДАНЫЙ


Однажды князь Кацусигэ выехал на охоту. По какой-то причине он рассердился на одного из его сопровождавших. Князь поднял свой длинный меч и, не вынимая его из ножен, ударил им своего подданного. Меч выскользнул из руки князя и упал в узкое ущелье.
Провинившийся подданный вскочил на ноги и тотчас стал спускаться по крутому обрыву. Он достал меч и заткнул его под платье на спине, пропустив его через воротник. Неся таким образом княжеский меч, он стал карабкаться обратно на четвереньках. Выбравшись из ущелья, он так низко преклонил колени перед своим владыкой, что эфес моча пришелся как раз в руку его владельца.
Этот человек не только быстро выполнил то, что должно было быть выполнено, но и, кроме того, передал меч своему достопочтенному хозяину в наиболее приличествующей случаю манере.

ПРИМЕРНАЯ СМЕРТЬ


Смерть посещает всех: великих и малых. Смерть настигает вас, не считаясь с тем, подготовились вы к ней или нет. Но все люди подготовлены к факту смерти. Однако вы склонны думать, что вы переживете всех. Это вводит в заблуждение и вас и других. Смерть подкрадывается к вам, прежде чем вы об этом узнаете. Встречая смерть, будьте уверены в том, что вы встречаете ее в полной готовности.

НЕГР-САМУРАЙ: ПУТЬ УБИЙЦЫ


Западное кино имеет в активе уже пару фильмов, в которых цитируется кодекс бусидо. Я смотрел последний из них - "Пес-призрак: путь самурая" (Ghost Dog: The Way Of The Samurai): режиссер Джим Джармуш, криминальная драма, США, 1999 (в Россию фильм попал уже зимой 2000 года). "Пес-призрак" - прозвище чернокожего киллера в очень удачном исполнении Фореста Вайтекера.

Домом Призрака является голубятня на крыше, и в свободное от работы время он изучает там "Книгу самурая", по канонам которой живет.
Его хозяин - обыкновенный мафиози, спасший в свое время негра-самурая от уличных хулиганов. С помощью почтового голубя он посылает своему странному слуге-убийце очередной заказ и затем расплачивается с ним один раз в году. Все эти экзотические способы общения выбраны, конечно, самим Призраком. Ведь точно также один раз в году правитель каких-либо земель в средневековой Японии раздавал своим слугам необходимое количество мер риса за хорошую службу.
Однако в наше время в Нью-Йорке хозяин предает однажды своего слугу (возникли неудобные обстоятельства с очередным заказным убийством, жертвой которого оказался любовник дочки местного авторитета). Кстати, постоянно смотрящие мультфильмы мафиози - отдельный прикол описываемого фильма. Тем не менее, эти любители мультипликации решают убить самого Пса-призрака. Далее сюжет развивается так, что Призрак уничтожает всю верхушку мафии с мастерством, сделавшим бы честь героям прочих криминальных драм и боевиков. Только хозяина, даже предавшего его, Призрак не убивает, так как это нарушило бы его отношения с окружающим миром.

А далее... впрочем, смотрите сами, если еще не видели. Так или иначе, можно жить в этом мире по самурайским принципам, но все-таки при этом находясь в своем собственном мире и обитая на крыше. Псу-Призраку удается выполнить самый трудный из уроков бусидо: не задумываться о том, хорошо или плохо то, что он убивает людей по приказу своего господина. Вот так же не задумываться об этом удается главному герою "Брата" и "Брата-2", ну и, может быть, некоторых других кинокартин. В жизни же таких людей мне встречать не довелось. А вот встречать любителей Бусидо доводилось не единожды. Чтение этих афоризмов полезно, как обливание ледяной водой, и столь же приятно. Я думаю сегодня мы достигли своей цели.

Что же касается второго дна фильма, то тут я процитирую своего любимого кинокритика Сергея Кузнецова: "Джармуш делает в "Псе-призраке" ход, очень близкий тому, который несколько лет назад он делал в "Мертвеце". Тогда он скрестил с метафизической традицией вестерн; на этот раз - боевик о киллере. Вся разница только в том, что вестернов с цитатами из Уильяма Блейка еще никто не снимал, а фильм о киллере с цитатами из кодекса бусидо у нас уже есть.
Разумеется, я имею в виду классическую ленту Мелвиля "Самурай", которой даже предпослан эпиграф из "Книги самурая"... Героя Мелвиля, как и Пса-призрака, подставляет его собственный заказчик - но важно даже не это, а то, что образ киллера-самурая стал благодаря этому фильму общим местом поп-культуры. Тут даже не нужно вспоминать "Киллера" Джона Ву... достаточно упомянуть недавний... фильм "Ронин", весь выстроенный вокруг японской легенды о ронинах, отомстивших за своего преданного хозяина.
В этом смысле Джармуш оказался в не очень хорошем положении: неожиданная идея его фильма с самого начала выглядела общим местом. Оставалось уповать на режиссерское мастерство и фирменные джармушевские фокусы. Мастерство осталось на месте, фокусов хватает: тут и... странная дочь босса с отрешенным лицом и во все более и более чернеющих нарядах; и лучший друг героя - гаитянин, не говорящий ни слова по-английски, но удивительно попадающий в такт Псу-призраку и, наконец, маленькая девочка Перлин, запоем читающая книжки и получающая от Пса прощальный подарок - "Книгу самурая"...
Все это не просто хорошо - это очень хорошо. Но от "Мертвеца" захватывало дух и открывались неведомые горизонты; здесь мы все знаем наперед. Мы даже догадываемся, кто убьет героя...
Впрочем, любопытно представить себе подростка, впервые узнавшего о существовании самураев из этого фильма. Взволнованный, он идет в библиотеку, читает книги и делает кодекс самурая кодексом своей жизни. Если хоть один человек станет благодаря "Псу-призраку" на путь самурая, существование этого фильма уже будет оправдано". Конец цитаты.

В целом я согласен с Кузнецовым по всем оценкам "Мертвеца" и "Пса-Призрака". А что же касается самурайских наставлений мальчикам, обдумывающим свое житье, то тут путь самурая - не самый лучший путь в жизни (говорят что даже имеются две разновидности кармы: одна - для тех, кто вершит дела, другая - для тех, кого используют). Когда моему сыну исполнилось 6 лет, я отдал его в элитную школу кэндо для обучения самурайскому искусству меча. И в течение года, пока я возил его на занятия, мне не было за него стыдно. Но самые важные наставления в жизни можно получить вовсе не из кодекса бусидо.

«НИКТО НЕ МОГ ЕГО С ПУТИ СВЕРНУТЬ»


То, что альманах обращается к японской теме, объяснимо не только вектором интересов его редактора. Уже в 1998 году без моего участия в нашей Сети зазвучали модные темы самураев духа и дзена.
Появилось и несколько буддистких сайтов. Один из них (возможно, ссылка сломалась) посвящен единственному в Питере большому буддисткому храму (дацану). Я бывал в нем. Это храм Калачакры.

А впервые в жизни я оказался в буддистском дацане не в Петербурге, а во время лыжного похода по Восточному Саяну. Однажды, когда вечернее зимнее солнце в ледяных канделябрах гор уже светило немногим ярче свечи, мы подошли к горному Храму, в котором не оказалось ни одной живой души. Заночевали прямо там, растелив свои спальники около алтаря, пол перед которым был сплошь усыпан монетами. Утром мы покинули приют, но я вскоре попросил остановиться и подождать меня, обнаружив пропажу рукавицы. Быстро вернувшись в Храм, я схватил свою вещь, и мы продолжили путь по лыжне. Однако руководитель группы - миллиционер с Савеловского воказала - думал в дороге свою думу, которую вскоре и обнародывал во всеуслышание. По его мнению выходило, что я возвращался в дацан зачерпнуть несколько горстей денег. Что на это скажешь? Ведь дело тут не только в типичном образе мышления ментов, но и в бездуховности нашего общества в девяностых годах. Стало принято сразу подозревать худшее. Поэтому пусть будет хотя бы и буддизм, ведь главное, чтобы душа трудилась.

"Будда учит нас, Ваня, что жизнь - это цепь страданий". Это - слова Ирины Богушевской. Приходится цитировать их, потому что, к сожалению, в 1998 году пропал из Сети (или просто из моего видения) сайт "Токонома", содержавший фрагмент книги "Самураи восточной столицы" со ссылками-гравюрами на соответствующие трехстишия. Хотя стихи - далеко не первая ассоциация, которая приходит в голову при слове "самурай", жаль, если в чьем-то сознании оно в первую очередь увязывается со словом "харакири". Так вот там было стихотворение, которое я, наверное, не забуду до самой своей смерти:
"Снежное утро! Вот здесь я с жизнью расстанусь!".

 
 

Под редакцией Андрея Травина. Четвертый год издания.

Назад На главную Далее thinbarf.GIF
bline11.GIF (141 bytes) bline51.GIF (194 bytes)

© 1997-2006 Андрей Травин.