Реклама в Интернете
Книги о смерти

ПОДЛИННЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ОПЫТ НЕБА
МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ НЕБА И АДА



Мы уже видели из многочисленных повествований св. Отцов и житий святых, что после смерти душа сразу входит в поднебесное воздушное царство, свойства которого мы подробно рассмотрели. Мы также видели, что продвижение души через это воздушное царство после того, как тело действительно умерло, и душа развязалась со всем земным, описывается, как восхождение через мытарства, где начинается Частный Суд, чтобы определить, достойна ли душа обитать на Небе. Души, обвиненные в нераскаянных грехах, ввергаются падшими духами в ад, а успешно прошедшие испытания на мытарствах свободно восходят на Небо, руководимые Ангелами.


Что же представляет собой Небо? Где оно? Занимает ли оно какое-то место? Находится ли оно "вверху"?


Как и во всех вопросах, касающихся жизни после смерти, мы должны спрашивать не из любопытства, а только лишь для того, чтобы лучше понять то учение по этому вопросу, которое Церковь вручила нам, и избежать путаницы, которую современные идеи и некоторые медиумические опыты могут вызвать даже у православных христиан.


Так получилось, что вопрос о "месте нахождения" Неба (и ада) стал в наше время одним из повсеместно неправильно понимаемых вопросов. Не так давно Хрущев насмехался над верующими людьми, которые еще верили в Небо - он, видите ли, послал космонавтов в космос, и они не видели Его!


Ни один мыслящий христианин, конечно, не верит в атеистическую карикатуру рая "в облаках", хотя и есть некоторые наивные протестанты, которые готовы поместить Небо на дальней галактике или в созвездии; все видимое творение пало и испорчено, и в нем нет места для невидимого Божия Неба, которое является реальностью духовной, а не материальной. Но многие христиане, чтобы избежать насмешек неверующих и сохраниться даже от малейшей порчи от какой-нибудь материальной концепции, бросились в другую крайность и объявили, что "Небо нигде не находится". Среди римокатоликов и протестантов имеются изощренные апологии, утверждающие, что Небо - это "состояние, а не место", что "вверху" - это только метафора, что Вознесение Христово (Лк. 20, 50-51; Деян. 1, 9-II) не было на самом деле "вознесением", а только изменением состояния. В результате подобных апологий Небо и ад стали весьма расплывчатыми и неопределенными понятиями и чувство их реальности начинает исчезать - с губительными последствиями для христианской жизни, потому что это именно та реальность, к которой направлена вся наша земная жизнь.


Согласно учению епископа Игнатия, все эти апологии основаны на ложной идее философа нового времени Декарта, что все нематериальное является "чистым духом" и не ограничено временем и пространством: "Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени - решительная нелепость. Все ограниченное, по необходимости, зависит от пространства" (т. 3, стр. 312).


"Многочисленные цитаты. . . из богослужебных книг и из творений Отцов Православной Церкви. . . со всею удовлетворительностью решают вопрос относительного того, где помещаются рай и ад. С какой ясностью (православная) восточная церковь указывает МЕСТО РАЯ НА НЕБЕ И МЕСТО АДА ВО ВНУТРЕННОСТИ ЗЕМЛИ" (т. 3, стр. 308 - 309). Здесь мы только укажем, как следует понимать его учение.


Несомненно верно, как указывают многочисленные цитаты из сочинений епископа Игнатия, что все православные источники - Священное Писание, богослужения, жития святых, творения святых Отцов - говорят о рае и Небе как находящихся "вверху", а об аде - как находящемся "внизу", под землей. И так же верно, что, поскольку ангелы и души ограничены в пространстве (как мы видели из главы "Православное учение об ангелах"), они должны быть всегда в одном определенном МЕСТЕ - будь то Небо, ад или земля. Мы уже цитировали учение преп. Иоанна Дамаскина об ангелах, что "когда они находятся на Небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю - они отсутствуют на Небе" (Гл. 3, стр. 47), которое представляет собой то же, чему ранее учили св. Василий Великий ("О духе Святом", гл. 23), св. Григорий Двоеслов ("Поучения на книгу Иова", кн. 2) и по сути, все православные Отцы.


Поэтому, несомненно, Небо - это место, и оно, несомненно, ВЫШЕ любой точки на земле, а ад, несомненно, ВНИЗУ, во внутренности земли; но люди не могут видеть эти места и их обитателей, пока не откроются им духовные очи, как мы видели уже раньше, говоря о воздушном царстве. Кроме того, эти места находятся вне "координат" нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает "невидимо" через рай, а спутник Земли - через третье небо, а с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в аду Страшного Суда. Они не ТАМ, но в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся в другом направлении.


Имеются указания или, по крайней мере, намеки на эту другую реальность и в повседневном посюстороннем опыте. Например, существование вулканов и большого количества тепла в центре Земли рассматривалось многими святыми как указание на существование ада во внутренности Земли (см. Житие св. Патрикия Прусского, 19 мая, "Собеседование" св. Григория, IV, 36 и 44; епископа Игнатия (Брянчанинова), т. 3, стр. 98).


Конечно, ад "нематериален" в том смысле, в каком имеется "наложение" двух видов реальности - "наложение", которое прежде всего можно видеть в самой природе человека, который даже в этой жизни способен в определенных обстоятельствах или по Божьей воле воспринимать оба вида реальности. Сами современные ученые вынуждены были признать, что они больше не уверены в конечной природе и границах материи, ни в том, где она исчезает и начинается "душевная" реальность.


Многочисленные примеры в житиях святых показывают, как это другого рода пространство "прорывается" в "нормальное" пространство этого мира. Часто, например, видят, как возносится к небу душа новопреставленного, как было, когда св. Бенедикт увидел душу св. Германа Капуанского, относимую ангелами на небо в огненном шаре (св. Григорий, "Собеседование", П, 35, стр. 144-146), или когда жители острова Еловый видели душу св. Германа Аляскинского, восходящего на огненном столпе, или старец Серафим Глинский видел восходящую душу преп. Серафима Саровского. Пророк Елисей видел, как пророк Илия был взят на небо в огненной колеснице (4, Цар. 2, II). Часто также видят, как души проходят через мытарства. Такие случаи особенно многочисленны в житиях преп. Нифонта, епископа Констанции Кипрской (23 дек.) и св. Колумбы Ионского - некоторые цитаты из последнего были приведены выше в главе о мытарствах. В житии блаженного Феофила Киевского один из свидетелей его праведной кончины видел, как "вдруг перед его взором что-то промелькнуло, и в лицо пахнула струя прохладного воздуха. С изумлением взглянул Димитрий вверх и остолбенел: в келий медленно стал подниматься покров, и голубое небо, точно распростирая свои объятия, приготовилось принять святую душу умирающего праведника" ("Жизнь блаженного старца иеромонаха Феофила", о. Владимир Зноске, Киев, 1906). Наше любопытство не должно простираться дальше общего знания о том, что Небо и ад действительно "места", но не места в этом мире, в нашей пространственно-временной системе. Эти "места" настолько отличаются от наших земных понятий "места", что мы безнадежно запутаемся, если попытаемся свести воедино их "географию". Некоторые жития святых ясно указывают, что "Небо" находится над "раем"; другие говорят о том, что есть, по крайней мере, "три неба" - не нам определять границы этих мест или пытаться установить их характеристики. Подобные описания даны нам по Божьему Провидению, чтобы побудить нас стремиться туда путем христианской жизни и смерти, но не для того, чтобы мы прилагали к ним мирские категории логики и познания, которые к ним не приложимы. Св. Иоанн Златоуст справедливо призывает не думать о своих делах при исследовании неба и ада: "Ты спрашиваешь, где ад, но к чему тебе это знать? Тебе следует знать, что ад существует, а не то, где он находится... По моему мнению, он где-то вне этого мира... Потщимся же узнать не где он, а как его избежать". ("Беседы на Послание к Римлянам", 31, 3-4).


В этой жизни нам мало дано узнать о потусторонней реальности, хотя мы знаем достаточно, чтобы ответить рационалистам, говорящим, что Небо и ад "нигде" не находятся и не существуют, потому что они не могут их видеть. На самом деле, эти места находятся "где-то", и некоторые из живущих на земле побывали там и вернулись, чтобы рассказать о них; но во плоти мы видим эти места больше верою, чем знанием. "ТЕПЕРЬ МЫ ВИДИМ КАК БЫ СКВОЗЬ ТУСКЛОЕ СТЕКЛО, ГАДАТЕЛЬНО, ТОГДА ЖЕ ЛИЦОМ К ЛИЦУ: ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ ОТЧАСТИ, А ТОГДА Я ПОЗНАЮ, ПОДОБНО КАК Я ПОЗНАН" (1 Кор. 13, 12).



 
 

Библиотека Смерти в Интернете.

Назад На главную Далее thinbarf.GIF
bline11.GIF (141 bytes) bline51.GIF (194 bytes)

© 1997-2006 Андрей Травин.